"…он отправился в Швецию
навестить свои владения. Город Стокгольм показался ему
чуть ли не сказочным царством, а шведы - самыми вежливыми
людьми на свете. Только вот беда: они ни слова не понимали
из того, что он им говорил, а он ни полслова из того,
что ему отвечали..."
Дж. Родари "Человек,
который купил Стокгольм"
И
вот я снова один - в чужом городе, без вещей и документов.
В руках только видеокамера, да та уже давно села, и
ни сумки, ни пакета, чтобы её убрать. Однако всё было
не так уж плохо - во внутреннем кармане пиджака у меня
была припрятана "заначка" в 10 евро, и поэтому
я не унывал!
"Возможно,
где-то мне удастся обменять евро на кроны, и тогда я
заживу! Я всё-таки попаду в Стокгольмское метро, куплю
прохладной колы и, возможно, сувениры! А пока... мир
не без добрых людей, глядишь, и я сумею убедить музейных
работников пропустить меня за евро!", - весело
рассуждал я, отправляясь в новое путешествие.
Как оказалось, мой природный оптимизм, во многом меня
не подвёл!
|
|
Не
мудрствуя лукаво, я решил начать осмотр
с Национального Музея - того самого, в который
Митя так поспешно отправился утром. Конечно,
вместе гулять по нему нам было бы веселее,
однако мой друг предпочёл моей компании
"гордое одиночество", и потому
мне тоже теперь ничего не оставалось, как
путешествовать одному.
Музей
располагался на острове с труднопроизносимым
названием "Бласиехольмен". Чтобы
туда попасть, мне нужно было всего лишь
перейти мост. На набережной было шумно и
многолюдно. По специальной дорожке поминутно
проносились велосипедисты. Вдоль самой воды
то тут, то там, пробегали девушки в трико,
совершавшие свои ежевечерние упражнения.
Между тем, жара становилась всё невыносимей.
В Петербурге в это время такой жары не бывает
- напротив, в июне, как правило, очень свежо,
и откуда бралась жара в Стокгольме, расположенном
в той же широте, для меня так и осталось
загадкой!
|
|
|
|
|
Чтобы
не очень бросаться в глаза со своей видеокамерой, я
снял пиджак и, повесив его на руку, прикрыл камеру.
Вот, так-то лучше! Теперь я снова был похож на российского
туриста, а не на какого-то сомнительного папарацци!
И
вот он передо мной! Национальный музей Швеции располагался
в красивом трёхэтажном дворце, по своему стилю, очень
напоминавшем московские доходные дома в псевдорусском
стиле. На самом же деле - и тут, и там, основой послужил
итальянский стиль ренессанс. Над входом висели красочные
рекламные плакаты различных выставок, с которых на меня
смотрели лица известнейших шведских художников эпохи
постмодернизма, о творчестве которых я не имел ни малейшего
понятия.
Для шведов Национальный музей
значит, примерно, то же, что для нас Русский музей -
и тот, и другой хранят ярчайшие шедевры отечественной
живописи. И тот, и другой имеют большое число филиалов
по всей стране, в которых представлены различные части
экспозиции.
|
|
Однако
сама история появления Национального музея
больше всего напоминает историю петербургской
Кунтскамеры!
Первый естественнонаучный
музей России был открыт Петром I по примеру
голландских кабинетов "кунштов"
- то есть, чудес. Согласно дневникам первого
русского императора, эти кабинеты произвели
на него сильнейшее впечатление. "Зело
дивно!" - писал он в своих заметках,
потрясённый уведенной им там анатомической
моделью человека. Не скупясь, обычно прижимистый
Пётр закупал за границей целые коллекции,
которые по его возвращении домой легли в
основу "Государева кабинета".
Ещё до окончания Северной войны, в 1714-м
году в императорском Летнем дворце был открыт
музей, получивший название "Куншткамера",
что в переводе с немецкого означало "кабинет
редкостей".
|
|
|
|
|
Подобным
образом возник и шведский Национальный музей! С незапамятных
времён в замке "Tre kronor" собирались дары,
поднесённые королям в других государствах, а также военные
трофеи. Например, при интервенции XVII века, из Московского
Кремля был вывезен драгоценный шлем Иоанна Грозного,
украшенный восточными узорами. Позднее часть трофеев
погибла при пожаре королевского дворца, однако в середине
XVIII века коллекция была хорошо пополнена сыном архитектора
Тессина Младшего - Карлом Густавом, который долгое время
занимал должность шведского посла во Франции. Поскольку
своими художниками Швеция богата никогда не была, Тессин
приобрёл для королевской коллекции немалое количество
работ французских авторов.
|
|
Современное
здание музея относительно новое. Немецкий
архитектор Август Штюллер построил его в
1866-м году. Переступив
порог музея, я увидел красивую парадную
лестницу. Стены вестибюля были покрыты розовым
мрамором, колонны были из чёрного мрамора.
Миновав строгого охранника, я свернул налево
- туда, где была музейная касса. За стойкой
стояла пожилая дама в строгом чёрном костюме.
- Здравствуйте, - сказал я ей, чуть не забыв
предварительно улыбнуться, - скажите, пожалуйста,
сколько стоит вход в музей?
- Здравствуйте, - отвечала она, - сегодня
в нашем музее вход свободный, но только
на второй этаж. На первом этаже выставка
платная.
- Это же просто здорово! - обрадовался я,
- а что у вас там за выставка?
- Если хотите, у меня есть небольшой буклет
с информацией, - отвечала дама, - Вам, наверное,
на русском языке?
- Как вы догадались, что мне на русском?
- в который раз удивился я.
- Ваш акцент, - лаконично сказала она, положив
передо мной тонкую брошюрку.
|
|
|
|
|
Меня слегка смутило то,
что на ней латинские буквы, да и флаг на эмблеме был
какой-то странный.
- No, no, no! - замахал я руками, - it's not Russian!
It's Turkish!
- Oh sorry, - спохватилась она, - here it is…
"Ну,
Швеция! Просто какая-то страна победившего социализма!"
- размышлял я, поднимаясь по гулким ступеням наверх,
- "уже второй музей бесплатный! Святые люди!".
Я, конечно, не был во всех музеях Петербурга, но с уверенностью
могу сказать, что, ни в одном из них, за исключением
каких-нибудь частных галерей, бесплатного входа нет.
Более того, билет для иностранцев стоит раза в 3-4 дороже,
чем для россиян. Если бы подобной практики придерживались
и в Швеции, я бы разорился!
На
балюстраде было два крыла. В левом были выставлены предметы
старины, в правом - современное искусство. Я решил начать
осмотр в порядке хронологии и свернул налево.
Здесь
царил приятный полумрак. На освещённых стендах покоились
диковинки из разных стран -
расписные ларцы из Турции (Карл XII, наверное, прихватил),
красивая мебель из благородных пород дерева, огромные
гобелены, статуи, картины... Здесь же были полотна Рубенса,
Караваджо и Ван-Дейка, добытые, очевидно, Тессином,
а также более поздние авторы вроде Мане...
Конечно, с Эрмитажом и Русским
музеем этот музей было не сравнить - по Петербургским
меркам он был достаточно провинциальным, (вроде Инженерного
замка), но побывать там было интересно. С каждой минутой
я узнавал Стокгольм всё больше!
|
|
Любуясь
полотнами французов и голландцев, я тщетно
искал шведов. Но они всё не попадались.
"Какой же это национальный музей, если
здесь одни иностранцы?" - успел уже
подумать я, но тут мне попался зал Андерса
Цорна, который, как раз, был шведом. Его
картины напоминали один из любимейших мною
стилей русской живописи - школу передвижников.
Картина "Танец в Иванову ночь"
была очень яркой и натуралистичной - так
писал наш Илья Репин, который тоже всегда
изображал жизнь очень позитивно, в ярких
и сочных красках!
На
картине была показана обычная шведская деревня,
совершенно без прикрас - простые бревенчатые
избы, двор, поросший травой, на котором
селяне от души веселились, выплясывая под
гармошку. Совсем как наши! Вот бабы в сарафанах
и платках, а вот мужики, хоть и в шляпах,
а такие же весёлые и бесшабашные! И снова
я почувствовал в Швеции что-то неуловимо
родное и близкое! К России, Петербургу,
русским... Но опять я так и не смог уловить,
что же именно нас так роднит?
|
|
|
|
|
Ещё
одно превосходное полотно Цорна - "Лондонское впечатление",
(по стилю более близкое к импрессионизму), на котором
он запечатлел обыкновенный лондонский перекрёсток. Идёт
страшный ливень, и несчастная девушка в шляпке и дорожном
платье, попавшая под него, переходит улицу, подбирая
полы шуршащих путающихся юбок...
|
|
Эта,
будничная, на первый взгляд, картина, показалась
мне очень петербургской! Во-первых, сама улица
напоминала Невский проспект - те же здания,
те же фонари... Да и дождь - извечная беда
не только Лондона, но и Петербурга! |
цц |
|
Цорн
действительно какое-то время жил в Петербурге, и
кто знает, может быть, он написал эти картины, примостившись
с мольбертом где-нибудь в районе Синего моста? Ещё
одна "петербургская" работа Цорна - "В
Алжирской гавани" до боли мне напомнила знакомые
очертания гранитной набережной реки Мойки... |
Первая
выставка художника в Петербурге состоялась в 1897 году.
Его картины были представлены на большой выставке скандинавской
живописи. В России его ждали яркие и интересные встречи
с деятелями русской культуры. Но особенно сильное впечатление
на Цорна произвело знакомство с П. Третьяковым и его
знаменитым собранием живописи. От остальных художников
Цорна отличал его неповторимый стиль: писать картины
размашистым письмом, оставлявшим на вязкой поверхности
холста мощные и длинные мазки, что позволяло за 1-2
сеанса создать сложный портрет без предварительных эскизов.
Стремительное письмо Цорна привлекло внимание Б. Кустодиева,
К. Сомова, Ф. Малявина, В. Серова. Их работы 1890-1900-х
годов написаны широкими мазками в характерной гамме,
основанной на серых, черных и буро-коричневых тонах.
Графику мастера в России знали хорошо, многие его листы
были приобретены петербургскими и московскими коллекционерами.
Остальное
творчество Цорна могло бы составить прекрасное эротическое
издание! Альбомы с картинами: "Ванная", "Идиллия",
"Холодная пора", "Первое купание"
"Хельга", демонстрирующие пышные телеса разных
дородных барышень, можно было бы продавать запечатанными
в целлофан! Однако какой же художник откажется от столь
приятной работы, когда ему позирует молодая и аппетитная
девушка? Хотя какое тут работать - мысли же путаются!
Закончив
осмотр левого крыла, я перешёл в правое, где было современное
искусство. С удивлением, я обнаружил там не картины
и статуи, а… образцы шведской мебели и бытовой техники!
На стендах под стеклом были выставлены допотопные телевизоры,
бобинные магнитофоны и транзисторные приёмники 50-60-х
годов, собранные на выставку невесть где и преподнесённые,
как образец "шведского дизайна"!
Возможно,
для самих шведов эта техника и была предметом гордости,
но я в ней ничего выдающегося не приметил. Своим видом
она почти не отличалась от советской аппаратуры той
же поры - столь же скупой и аскетичный дизайн: блестящие
фальш-панели, громоздкие кнопки, грубые квадратные формы.
Возможно, это очень хорошо - гордиться всем своим, (меньше
соблазна без конца закупать импортное), главное, чтобы
гордость была справедливой! И ещё - с какой же лёгкостью
здесь постоянно подменяются понятия искусства и дизайна!
Сравнив про себя эту выставку с барахолкой "Юнона",
где тоже много старинного барахла, я вышел из зала.
Спустившись
по лестнице, я решил заглянуть в книжную лавку. Там
было удивительно много хороших книг по истории и архитектуре,
цветные альбомы средневековых фресок и гравюр, великое
множество путеводителей по Швеции на разных языках с
потрясающими фотографиями местной флоры и фауны: скал,
леса, озёр, оленей, пасущихся на заливных лугах, и других
северных животных!
|
А
ещё мне очень понравилась небольшая детская книжка
в твёрдой синей обложке! Чем-то она напоминала мои
детские книжки про Карлсона и Мумми тролля! Особенно
замечательными были картинки - добрые и удивительно
забавные! Мне долго не хотелось расставаться с ней
и выпускать её из рук, хотелось привезти её в Петербург,
чтобы когда-нибудь её смогли прочитать мои дети,
но со своими евро я даже не пытаться "лезть
в калашный ряд" - крон же у меня не было, и
потому, с грустью положив книжку обратно на полку,
я вышел из музея. Перейдя через улицу, я оказался
на набережной. Куда теперь? |
|
Гидша
что-то говорила про музей Современного искусства, который
тоже должен был быть где-то здесь. Памятуя о музее Киасма
в Хельсинки, который произвёл на меня сильное впечатление,
я решил, что и здесь будет нечто особенное! Наверное,
для того и ходят люди в такие музеи, чтобы удивляться?
Правда, как пройти к музею я толком не знал, и потому
решил уточнить дорогу у кого-нибудь из прохожих.
Как раз навстречу мне по набережной шли две девушки.
- Извините, вы говорите по-английски? - спросил я у
одной из них.
Девушка выглядела очень необычно, (по крайней мере,
по русским меркам): она была в больших круглых очках,
синем берете, коротком чёрном платье в мелкий белый
горошек, полосатых леггинсах, а на плече у неё лежала
тонкая рыжая коса. Лицо девушки было всё в веснушках.
- Да, я говорю по-английски,
- ответила девушка, глядя на меня с любопытством, -
я изучала английский язык 10 лет в школе, а теперь я
его изучаю в институте вот уже три года! Вам это подойдёт?
Всё это она проговорила так быстро, что от неожиданности
я даже растерялся.
"Ишь ты! Хорошо разговаривает Пеппи Длинныйчулок!".
- Меня интересуют только два вопроса, - начал я, - во-первых,
где находится Музей Современного Искусства, и, во-вторых,
который час?
- Это очень просто, как вас там… мистер! - рассмеялась
она, - Шведский Королевский Музей Современного Искусства
находится во-о-он там, видите желтое здание? Что же
касается времени, то вот вам мои часы, - и она выставила
мне свою руку, где на запястье были маленькие часики.
Со стороны могло показаться, что она грозит мне кулачком.
- Большое спасибо, фреккен, - вежливо отвечал я (так
в Швеции величают незамужних девушек).
- И вам удачи, товарищ! - засмеялась она.
Нет, надо что-то делать со своим акцентом! - подумал
я, - может начать правильно говорить букву "ры"?
Получив
нужное направление, я направился в Музей Современного
Искусства, который располагался на Корабельном острове
(Шеппсохольмен).
Когда-то
этот остров имел важное стратегическое значение - подобно
Кронштадту, прикрывающему Санкт-Петербург со стороны
Балтийского моря, он прикрывал Стокгольм со стороны
Ботнического залива. Швеция очень долго воевала с датчанами,
потом несколько столетий были прожиты в страхе перед
русскими, и потому на острове постоянно дежурила морская
стража.
|
|
Однако
своему названию остров был обязан самым
древним временам - на Шеппсхольмене и примыкающем
к нему Кастельхольмене строили корабли ещё
викинги! Когда в 1824-м году на острове
началось строительство собора Святого Карла,
землекопы наткнулись в котловине на полусгнившие
детали деревянного корабля неизвестной конструкции.
К сожалению, на тот момент интерес к собственной
истории в Швеции ещё не проснулся, и городские
власти приказали выбросить эти находки,
как ненужный хлам (о чём, естественно, теперь
очень жалеют их потомки).
В более поздние
времена здесь были расположены матросские
казармы и другие военные здания. Долгое
время остров служил военно-морской базой.
Позднее, когда Швеция утратила статус военной
державы, и заняла прочный нейтралитет, армия
была многократно сокращена, и военные здания
на острове были покинуты. В наши дни на
нём работают сразу несколько музеев.
|
|
|
|
|
Остров
этот был очень зелёным - на его пустынных тенистых улицах
я отдыхал от полуденного зноя. Кроме того, здесь было
очень тихо - основной поток туристов сюда не добирался.
Однотипные жёлтенькие здания казарм XIX века в очередной
раз напомнили мне Петербург, в котором 90% зданий такого
же "канареечного" цвета. Здесь не было архитектурного
"кича", как в центре города, не было островерхой
готики и кружевного барокко (от которых, к тому времени,
я как-то подустал), и потому Шеппсхольмен мне сразу
понравился!
Поднявшись
на пригорок, я увидел много странных фигур - какие-то
металлические фиговины, сваренные из старых колёс и
другого хлама. Судя по всему, я приближался именно к
Музею Современного Искусства!
Он действительно располагался совсем неподалёку в вытянутом
розоватом здании со множеством окон. На его стене было
небрежно написано белой краской: "Moderna
Museet".
Я
вошёл в просторный и светлый вестибюль, поискав глазами
кассу. Её не было. Значит, и с этим музеем мне повезло!
Вот если бы ещё лимонад в Стокгольме давали бесплатно,
он стал бы городом моей мечты!
На большой белой стене было
устроено настоящее панно из рисунков: какой-то смелый
художник нарисовал здесь прямо от руки большое количество
смешных карикатур из жизни пляшущих человечков. Каждая
из них была по-своему оригинальной и смешной. Не упустил
он и возможность лягнуть "Империю зла", то
есть СССР - на одной из картинок человечек, державший
в руке серп и молот, уронил молот себе на ногу... Нет,
не простили нам шведы Полтаву!
|
|
От
этого музея я ожидал многого. Будучи наслышан
о шведском дизайне, я ожидал увидеть НЕЧТО!
Однако ожидания мои не оправдались.
В
основном, здесь были выставки художников-авангардистов,
которые не просто писали, а искали новые
формы, прокладывая извилистые ходы в крепкой
породе непознанного.
Один писал картины,
оставляя на стенах отпечатки своей растопыренной
пятерни разным цветом. Другой делал то же
самое, но использовал для этого трафарет
кляксы. Третий наклеивал на панно сотни
старых фотографий, подбирая их по цветовой
гамме, выкладывая, таким образом, карту
Швеции...
|
|
|
|
|
А
ещё были скульптуры, ваявшие части тела и отрезанные
головы, сложные стеклянные призмы, разноцветные кубы
и даже одна композиция из, пардон, писсуаров! В общем,
каждый изощрялся как мог, прибегая для этого, порой,
к самым неожиданным способам!
Очень
популярным приёмом считалось размножить по всему залу
какое-то одно изображение, скажем… голову коровы. Что-то
в этом конечно было, но... искусство ли это? Впрочем,
скандинавский стиль тем и славится, что оно не похож
ни на какое другое. Именно за него люди переплачивают
столько денег в магазинах шведской мебели, сантехники
и обоев…
|
|
Один
из залов напомнил мне шведский магазин "Икеа".
В нём была выставлена современная шведская
мебель: плетёные столы и стулья, настольные
лампы, кровати. На почётном месте стояло
знаменитое кресло "Поэнг". Вообще,
на это кресло шведы чуть ли не молятся!
В музее оно мне встретилось не единожды,
и везде стояло на почётном месте, как верх
достижений дизайнерской мысли. Как я понял,
нация очень гордится этим изобретением,
ведь обыватели во всём мире знают, что удобнее
кресла нет!
В
креслах можно было сидеть, и я, разумеется,
отдал должное почти каждому из них. От долгой
ходьбы ноги устали и страшно гудели, и потому
я был рад любой возможности передохнуть.
Некоторые из кресел показались мне совсем
не удобными, некоторые слишком жёсткими,
и только в Поэнге я нашёл уют! Помимо кресел
и кроватей, в зале было ещё несколько десятков
стульев и диванов, так что из него мог бы
получиться отличный клуб пенсионеров!
|
|
|
|
|
В
следующем зале прямо посреди комнаты стоял довольно
большой параллелепипед, величиной с вагончик сторожа,
с каждой стороны которого были маленькие окошки. Заглянув
в каждое из них, можно было увидеть комнату (этакий
"Домик Петра I" на новый лад!). Другой зал
был совершенно пуст, но на полу, стенах и потолке был
нарисован диски луны, отчего создавался интересный оптический
обман - казалось, что они висят прямо в воздухе, и это
придавало изображениям объём!
В
соседней комнате на полу лежала стеклянная труба, через
которую постоянно пропускали большое напряжение. Электричество
недовольно мерцало внутри колбы синими разрядами...
И
всё же, несмотря на всё это, особо сильного впечатления
музей в душе не оставил. По своему масштабу он сильно
уступал вчерашней Киасме и был скорее "музеем шведского
дизайна", нежели современного искусства. Впрочем,
для обывателя первое становится всё больше и больше
важнее, чем последнее…
На
выходе я заглянул в музейное кафе. Оно находилось на
просторной террасе под открытым небом, выходившей прямо
на берег! С минуту я наслаждался прекрасным видом, а
потом, от запахов кухни у меня заурчало в животе, и
я поспешил покинуть это место...
В
музейной лавке было много интересных и самых необычных
предметов с оригинальным дизайном - от игрушек до одежды.
На большом столе лежали книги с чудесными иллюстрациями,
среди которых я сразу обнаружил ту самую детскую книжку,
которую присмотрел ещё в национальном музее. Стоила
она, наверное, совсем дёшево, и даже сейчас была мне
по карману. Но шведских денег у меня не было. Создавалось
ощущение, что туризм в Швеции - какая-то ненужная, лишняя
статья дохода, с которой, вроде как и деньги собирать
было стыдно!
Для
сравнения - тем же летом, спустя пару месяцев я побывал
в Турции. Мало того, что пункты обмена валюты там были,
чуть ли не на каждом шагу, любой продавец был совсем
не против принять оплату в долларах или евро, так как
курс устанавливал он сам. Словом, там были созданы все
условия, чтобы гости страны, как можно больше и чаще
расставались со своими деньгами - к обоюдному удовольствию!
Я
вышел из музея и спустился с пригорка обратно к набережной.
От жары слегка кружилась голова. Несмотря на то, что
я давно снял пиджак и шёл в одной футболке, мне всё
равно было жарко. Молодёжь на набережной сидела прямо
на краю гранитного берега, болтая ногами в тёмной воде
канала, засучив до колен штанины. Самые смелые купались.
В
центре канала царило настоящее многообразие лодочек,
корабликов и катеров, на борту которых счастливые пассажиры
наслаждались свежим речным бризом, в то время как одинокий
русский турист брёл по берегу пешком, изнывая от жары.
Впереди
меня шла очень странная парочка - парень и девушка,
одетые во всё чёрное. На обоих были футболки с черепами,
(возможно, эмблема какой-то местной рок-группы). Оба
они поразительно смахивали на Мерлина Менсона. У парня
в ушах были серёжки, у девушки серёжек не было. У парня
была татуировка на плече. У девушки - на ноге, от лодыжки
до самого колена. Вряд ли она теперь когда-нибудь сможет
надеть светлые колготки!
Я задумался - не слишком ли
она поторопилась? Сейчас ей лет семнадцать. Вот она
выучится, окончит институт, станет каким-нибудь офис-менеджером
в солидной фирме, где начальство и партнёры вряд ли
оценят столь вольный стиль - придётся ходить на встречи
в брюках.
Дальше - больше, появится семья. Что скажет её сын,
увидев маму на пляже? Что скажет его мать, когда он
сам придёт домой с татуировкой через всё тело со словами:
"я хотел быть как ты!". А внуки? Страшно даже
подумать о бабушке с татуировками!
Из-за
жары набережная казалась мне бесконечной. С грустью
смотрел я на ту сторону канала, где таял в миражах Королевский
дворец, и где уже через пятнадцать минут меня будет
ждать Лена...
На минуту я сошёл от курса - моё внимание привлёк небольшой
зелёный сквер, где в прохладной тени раскидистых ив
за столиками сидели люди, потягивая пиво и колу. У лоточка
под зонтиком стоял продавец, по виду турок, перед которым
на прилавке стояли заветные тёмные бутылочки колы, холодного
чая и минеральной воды.
- Скажите сэ-э-эр, могу ли я расплатиться евро? - с
тайной надеждой спросил я его.
- Я сожалею, но вам нужно обменять шведские кроны, -
вежливо отвечал продавец. И так везде!... что они все
тут сговорились, что ли?
Усталый
и совершенно несчастный я добрёл до королевского фонтана.
Здесь была тень и много прохладной воды, которая с шумом
вырывалась из гранитных валунов, которыми была выложена
вся стена, что делало её очень похожей на скалу. Над
фонтаном висела табличка, на которой золотыми буквами
была выведена надпись, начинающаяся словами: "Konung
Carl XI...". Далее шла краткая история дворца.
"Интересно, где же моя
новая подруга?" - с нетерпением подумал я. Лена
ещё не пришла.
Я забрался с ногами на бортик фонтана, наслаждаясь прохладной
тенью. Окунув по локоть обе руки в бурлящую воду, я
с наслаждением смочил лицо и волосы, сильно нагревшиеся
на солнце. Уф, жарко-то как! Минуты летели медленно.
Она придёт через пять минут... через четыре… через три...
через одну....
В поисках Лены я крутил головой
во все стороны. Повсюду царили радость, веселье, праздник,
а я так и сидел один. А она всё не появлялась. Счастливая
улыбка от предвкушения скорой встречи постепенно сошла
с уст. В сердце наступала тревога. Она не появилась
в назначенное время. Не пришла и через пять минут, хотя
мы договаривались больше не ждать. На душе стало неспокойно.
Что если она вообще не придёт? Об этом я раньше как-то
не думал...
- Что ты говоришь? - удивился
статный пожилой господин. - Ты тоскуешь по дому здесь,
в Стокгольме? Это просто невозможно!
(Путешествие Нильса с
дикими гусями)
|
|
Лена
Матвеева так и не пришла. Ну что ж... Значит,
общество шведа ей было куда интереснее.
Она же предупреждала, что так может получиться
- а я со свойственной мне наивностью пропустил
это мимо ушей! Подождав ещё минут пять,
я спрыгнул с гранитного парапета и побрёл
вдоль десятков пустых автобусов. Все они
ждали, когда вернутся нагулявшиеся туристы,
лишь пузатые водители в тёмных очках прохаживались
взад-вперёд, иногда переговариваясь друг
с другом.
Обогнув Королевский
дворец, я перешёл через мост над бурлящим
потоком и вышел на небольшую площадь, в
конце которой была красивая арка из серого
гранита, наподобие нашей Арки Главного Штаба.
К этой арке со всех сторон стекался народ.
Повинуясь стадному чувству, я тоже к ней
направился, решив посмотреть, что же находится
дальше...
|
|
|
|
|
Позади
арки была улица, по обе стороны которой шли магазины.
А над ними были дома - удивительные, необычные - один
необычнее другого! Они потрясали не роскошью или отделкой
- нет. Все они были удивительно стильными! Почему же
у нас таких домов никогда не строили? Почему экономили
на всём и вся? И, самое обидное, что теперь, в эпоху
многоквартирных коробок, никто уже и не построит…
По
улице сновали гудящие толпы туристов - десятки лиц,
рас, языков! Из магазинов выходили красивые девушки,
нежно прижимая к груди яркие фирменные пакеты с покупками,
коробки с обувью и обновки. Всё здесь пело и танцевало!
Здесь не было домашних забот, а на душе у всех было
ощущение полной свободы!
Правда, мою эйфорию несколько
омрачало то, что был здесь совсем один, и поделиться
сотнями впечатлений, поминутно возникавших в душе, мне
было не с кем. Я вдруг почувствовал себя маленькой песчинкой
в этом бескрайнем океане, где до меня нет никому дела,
и меня никто не знает, и где я никому не нужен...
Я
прошёл до конца эту улочку и оказался на большой площади
Сергельс торьет, посреди которой высилась большая стеклянная
колонна, наподобие той, что стоит в Петербурге на Сенной
площади. По оживлённому проспекту мчались сотни машин.
Толпа мерно исчезала в подземном переходе, в котором
были магазины и универмаг. Последовал за ней и я. Здесь
я обнаружил ещё один вход в метро - на станцию "Центральная"
("T-Centralen"), но без шведских крон делать
мне здесь было абсолютно нечего…
Площадь
Сергельса - относительно новое пятно на лике шведской
столице; ей всего сорок лет. Своё имя она получила от
Иоганна Тобиаса Сергеля (1740-1814) - знаменитого шведского
скульптора.
В
своё время, для того, чтобы возвести 37-метровую колонну
"Кристальный вертикальный акцент" и новый
ансамбль магазинов, на Норрмальме - в районе Клара торьет,
было разрушено немало исторических зданий. В 70-е вообще
было модно рушить все старое (к примеру, в Москве точно
так же, на обломках старины, был построен Новый арбат).
Когда же стройка завершилась, за прежней эйфорией последовало
разочарование. На бумаге всё смотрелось гораздо интересней…
Традиционное чувство стиля на этот раз изменило шведам.
В результате, колонну - гениальный провал архитектора
Эдвина Эрстрёма, простой люд обозвал "указкой",
а площадь стали звать "пластинкой" - за её
круглую форму!
|
|
Однако
позднее новые фасады органично сплелись
с остальным городом. Горожане к площади
привыкли - её облюбовали геи и уличные музыканты,
на ней стали собирать всевозможные митинги
протеста, а туристы и вовсе, не зная о том,
что это архитектурный позор, принимали всё
за чистую монету, набрасываясь на местные
сувениры. Особенно интересным было коричневое
(в Швеции не используют красный кирпич,
столь любимый в России) здание торгового
комплекса "Ahlens". Вообще вокруг
было страшное количество магазинов! Наш
"Пассаж" и "Гостинный двор"
были просто младенцами рядом с этими гигантами
сувенирной промышленности!
|
|
|
|
|
Наконец,
я разыскал банк. Он был в красивом старинном здании,
в которое вели массивные чёрные двери. Именно этот банк
мне указала смотрительница Музея денег! Однако подёргав
бронзовую ручку, я обнаружил, что банк закрыт! В воскресенье
в нём был выходной день! Нет, мои деньги Швеции были
не нужны - ей хватало и своих…
Так улетучились последние надежды
обменять евро, купить домой сувениров, выпить, наконец,
прохладной колы и прокатиться на метро... Ещё больше
погрустнев, я побрёл назад.
Уже
на подступах к дворцу, мой внимание привлёк один старинный
собор - ярко-красное здание в стиле барокко, с высокой
колокольней, украшенной часами. Вчера в городе Турку
я уже побывал в одной лютеранской кирхе, и сегодня мне
захотелось увидеть нечто похожее, чтобы ещё раз прикоснуться
к доселе неведомой мне готике.
Я
перешёл узкую улочку, по-старинному мощенную булыжником,
и вошёл в церковь. В ней шла служба. Под протяжные звуки
органа прихожане пели псалмы.
- Вот это да! Я попал
на действующую мессу! - обрадовался я, собираясь только
посмотреть одним глазком, чтобы потом тихонько уйти.
Но остаться незамеченным у меня не получилось. Ко мне
моментально подошёл служитель храма в строгом сером
костюме и вручил мне старенькую Библию на шведском языке
- мол, что дальше делать ты знаешь!
Я
открыл Псалтирь, посмотрел на незнакомые шведские буквы,
повертел его в руках и... с позором бежал. Боже, какой
стыд!
Позднее,
из Митиного справочника-путеводителя я узнал, что эта
церковь носит имя святого Якоба (Sankt Jacobs kyrka),
который считается покровителем всех путешественников.
Так что, возможно, мой визит туда был совсем не случаен
- я же тоже на тот момент был, в некотором роде, путешественником!
К
концу дня я понял, что мне не нравится в Стокгольме.
Аляповатое барокко давило своими узорами и завитушками.
Колючая готика ранила своими строгими шпилями, не давая
ни глотка свежего воздуха!
В
Петербурге, центр которого был застроен в классическом
стиле, всё отвечало правилам симметрии и перспективы,
известным ещё в Древней Греции. Их придумали совсем
не зря - здания не должны раздражать, глаз должен на
них отдыхать, чтобы не было нервных расстройств и переутомлений.
Однако здесь симметрии не было. Веками центр Стокгольма
вмещал всё новые и новые помпезные планы гениальных
архитекторов, в результате чего, к нашему времени, был
буквально перегружен архитектурой!
Действительно,
только в кошмарном бреду можно представить себе, чтобы
на Дворцовой площади собрались бы одновременно: Эрмитаж,
Исаакиевский собор, Инженерный замок, Адмиралтейство
и храм Спаса на крови! "Это слишком много для одной
площади!" - скажет любой турист. Но именно так
был застроен Стокгольм! Единого ансамбля здесь не было.
Глаз не отдыхал. Куда ни посмотри - везде были статуи,
шпили, решётки, церкви, дворцы и отели! Не было ни клочка
свободного пространства, и если, поначалу, это вызывало
восхищение, к вечеру начало угнетать. Кроме того, мне
приходилось постоянно перемещаться в жутких толпах туристов,
а сотни машин, которые мчались по городу, окончательно
довершали картину огромного муравейника, из которого
хотелось поскорей куда-то вырваться!
Усталость
и страшная жара окончательно меня доконали! Хотелось
поскорее вернуться на паром и прилечь…
Когда я вернулся
к дворцу, то почти сразу встретил Лену. Я ещё издали
приметил её на высокой дворцовой балюстраде. Рядом с
ней, столбиком, стоял Митя.
- Ты не дождался меня! - сразу начала она с упрёков,
- я опоздала-то всего на 15 минут! Можешь спросить у
своего друга, я встретила его!
Я с удивлением посмотрел на Митю. Он был неистово красен,
и от этого выглядел ещё более строгим.
Как выяснилось,
Митя провёл этот день ещё хуже, чем я. Покинув меня
утром у Королевского дворца, он прямиком направился
в Национальный музей, предвкушая приятную прогулку по
прохладным залам в окружении искусства и транзисторных
приёмников. Как вы уже знаете, сегодня в нём был бесплатный
вход. Но, тем не менее, Митя умудрился туда не попасть!
Дело в том, что у него на плечах был огромный рюкзак
с фотоаппаратом, который на входе ему предложили сдать
в камеру хранения.
Что же тут такого? Сдал бы и
шёл в музей! - скажете вы. Однако шкафчики в камере
хранения были устроены достаточно хитро: чтобы положить
в неё вещи и запереть их на ключик, нужно было просунуть
в специальную щель залог - монетку в 2 кроны. Вставишь
ключик снова - залог выпадает обратно. На наши деньги
2 кроны - это всего 8 руб., но и этих денег у Мити не
было. А искать обменник он со мной не пожелал. В результате,
к осмотру "сокровищ нации" он допущен не был.
Выйдя из Национального
музея, Митя пожал плечами, и с гордо поднятой головой
направился в Музей Современного Искусства. Однако там
действовала точно такая же система, причём залог был
уже 5 крон. Проклиная всё на свете, голодный и злой
Митя ходил от музея к музею, нигде не встречая понимания.
Проходя в очередной раз мимо Королевского фонтана, он
случайно наткнулся на Лену, чему страшно удивился.
- Откуда ты здесь? - спросил он, собираясь узнать и
про меня, но Лена его опередила:
- Где твой друг? - с волнением выпалила она, видно всё
ещё надеясь где-нибудь меня встретить.
- Не знаю, - пожал Митя плечами, - разве я сторож другу
моему?
- Передай ему, что я была здесь, - расстроено сказала
Лена и ушла.
Быстро нагулявшись по набережной,
Митя предпринял отчаянную попытку проникнуть в Музей
Северных Стран на острове Юргорден, куда его, конечно,
тоже не пустили. Утомившись от долгой ходьбы, он лёг
на молодую травку прямо в городском парке, и пролежал
на ней оставшиеся два часа под палящим июньским солнцем.
После столь интенсивной солнечной ванны он напоминал
молодого варёного рака!
Автобус стоял
на старом месте. Народ постепенно заходил внутрь, рассаживаясь
по своим уже обжитым местам. Все шумно переговаривались
и смеялись - впечатлений было море! Передние ряды передавали
назад фотоаппараты - похвастаться фото, сделанными за
день. Я украдкой посмотрел на Лену. Она показывала своей
соседке фотографии - те, что мы сделали вместе...
Я плюхнулся в кресло и, повернувшись
к окну, в последний раз оглядел набережную Шеппсбрун,
залитую лучами вечернего солнца. Город продолжал жить
своей жизнью. Так будет, и когда мы уедем.
Когда все собрались,
гидша ещё раз провела перекличку. На всякий случай,
она ещё раз проверила на месте ли я (как человек, склонный
к побегу), но я был тут, как тут, и мы поехали в порт.
Глядя в окно на удаляющийся город, я в последний раз
проводил взглядом Королевский дворец, Гранд отель, Национальный
музей, череду белоснежных яхт... Немного грустно было
покидать Стокгольм, но впереди был ещё один день! И
ночь на пароме!
<<<Назад
Вперёд>>>
(Дмитрий Семенидо, Сентябрь
2010, © Semenido'S Studio)
|